Каждый, кто намеревается приобрести товар или получить услугу уже считается потребителем. В эту же категорию относятся те, кто уже его приобрел. В связи с получением особого статуса потребители наделяются и специальными правами. Если же эти права нарушены, то есть и ответственные органы, способные восстановить и защитить их. В каком случае и куда жаловаться на нарушение прав потребителя?
В каком случае можно жаловаться на нарушение прав потребителя?
Незнание потребителем гарантированных законом прав грозит использованием такого положения в собственных целях продавцом или производителем. В таком случае у пострадавшего покупателя есть шанс на урегулирование проблемы мирным путем без привлечения контролирующих органов.
Однако, если после обращения потребителя никаких мер по восстановлению нарушенного права продавец не предпринимает, у первого остается надежда на помощь ответственных органов.
Итак, в каких случаях считается, что право потребителя было нарушено:
- предоставлен некачественный товар (услуга), о чем покупатель не был предупрежден до момента приобретения;
- не предоставлена или указана не полностью (неправильно) информация о товаре;
- нарушено право на обмен (возврат) покупки надлежащего качества, но не подошедшей по критериям, указанным в законе (форма, цвет и т.д.);
- продавец отказывается или косвенно уклоняется от обмена (возврата), ремонта и т.д. товара ненадлежащего качества в случае возникновения недостатка не по вине покупателя;
- нарушены сроки передачи товара или другие сроки договора, заключенного между потребителем и продавцом.
Куда жаловаться на нарушение прав потребителя?
Если потребитель заметил, что продавец (производитель) в каком-то аспекте нарушает его права, он вправе потребовать их восстановления. Первым местом обращения обязательно должен стать непосредственно продавец. Этот этап позволяет решить конфликт быстрее, если же этого не удастся, то есть и другие варианты. Если произошло нарушение прав потребителя, куда обращаться?
В потребительские отделы органов местного самоуправления
При любом из возможных нарушений прав, данных законом потребителю, можно обратиться в органы местного самоуправления. Там обязательно есть отдел, занимающийся решением вопросам о защите, охране и восстановлении нарушенных прав потребителей.
При обращении заинтересованное лицо получит:
- ответ на жалобу или направление ее в иные инстанции при необходимости;
- юридическую консультацию;
- представительство в суде при необходимости.
Правоохранительные органы
В отдел по борьбе с экономическими преступлениями необходимо обращаться, если продавец обманул, обсчитал покупателя. Кроме того, если в действиях продавца прослеживается мошенническая схема, необходимо заявить об этом в правоохранительные органы.
Общество защиты прав потребителей
В общество защиты прав потребителей можно обращаться при любом виде нарушения потребительских прав.
Эта организация представлена в каждом городе или крупном населенном пункте страны, в ней можно получить:
- консультацию;
- юридическую защиту;
- экспертизу;
- представительство в суде.
Общество защиты прав потребителя в Москве, как и на территории всей страны, представлено не одной организацией, поэтому, например, в Москве можно обратиться:
- ОЗПП «Общественный контроль», находящийся по адресу г. Москва, Смоленский бульвар, д.7, сайт www.ozpp.ru, телефон (495) 763-51-24
- Московское ОЗПП по адресу ул. Мясницкая, 44/1, стр. 3, сайт www.mozp.ORG, телефон +7 495 625 4959
Кроме того, можно обратиться онлайн с вопросом на официальный сайт защиты прав потребителей в Москве www.ozpprf.ru
Роспотребнадзор
В эту инстанцию подается жалоба на некачественный товар или услугу, а также любые иные нарушения прав приобретателя. Заявление в Роспотребнадзор можно подать как на сайте организации, так по почте или в приемную. В результате обращения можно получить:
- ответ на жалобу;
- заключение санитарно-эпидемиологического надзора;
- обращение в суд в интересах заявителя;
- проверку недобросовестного продавца.
Как подается жалоба по защите прав потребителей?
Существует отдельная структура жалобы и правила ее предоставления. Подавать жалобу следует туда, куда целесообразно или решено обратиться в конкретном случае. Это можно сделать лично, почтовым отправлением и через интернет на сайтах инстанций, если таковые есть.
Жалоба обязательно должна быть представлена в 2 экземплярах, так как один стоит оставить у себя до решения спора. Кроме того, к ней обязательно прикладывают копии документов (чеки, квитанции и т.д.), подтверждающих правоту приобретателя.
В жалобу включают:
- наименование организации обращения;
- данные о заявителе и недобросовестном продавце;
- суть обращения точно, лаконично, но максимально полно;
- требования;
- ссылки на нормативно-правовые акты;
- указание на способ предоставления ответа;
- список приложений.
Таким образом, вы уже знаете куда жаловаться на нарушение прав потребителя – это можно сделать в нескольких инстанциях. Каждая из них может помочь решить ситуацию согласно закону. Важно правильно составить жалобу и точно описать проблему. Если нет уверенности в собственных силах, можно обратиться непосредственно в ответственный орган или к юристу за помощью в составлении обращения.