Создание своего дела это довольно серьезный и ответственный шаг, поэтому следует все досконально продумать и постараться не допустить ошибок. Если вы хотите зарегистрировать ИП – то у вас есть два пути: сделать это самостоятельно и сэкономить денег или доверить это дело юристам или специальным интернет сервисам. Рассмотрим, как осуществляется регистрация ИП в 2017 году.
Выбор организационно правовой формы
Самым первым для вас решением является выбор организационной правовой формы – вы можете зарегистрировать ИП или зарегистрировать ООО.
Основными критериями выбора будет являться количество участников бизнеса, а также вид деятельности.
С одной стороны, проще всего открыть ИП, если вы в одном лице будете вести бизнес, при этом у вас будет минимум отчетности, меньше затрата, а также у вас не будет обязанности вести бухгалтерский учет.
В случае ООО вы можете вести бизнес как в одиночку, так и с несколькими учредителями, поделив доли общества. При этом необходимо будет вести бухгалтерский учет в полном объеме и сдавать немало видов отчетностей. Большой плюс ООО – это то, что его участники рискуют только уставным капиталом, а не своим имуществом.
Также следует учесть, что фирменное наименование может иметь только организация, а предприниматель будет именовать по его ФИО. При этом ИП может применять коммерческое обозначение, например, для наименования кафе может подойти название «У елочки» и т.д. и т.п.
Регистрация ИП пошаговая инструкция в 2017 году
Итак, если вы окончательно выбрали регистрацию индивидуального предпринимателя, опишем, каким образом это правильно сделать.
Шаг 1. Выбор способа регистрации
Первым шагом вам необходимо выбрать, каким образом вы будете подавать документы для регистрации ИП:
- Регистрация ИП самостоятельно. В этом случае вы получаете минимум затрат, кроме траты личного времени – госпошлина 800 рублей является обязательным платежом. Возможные проблемы – это правильно оформить документы, чтобы не получить отказ в регистрации ИП. При этом документы можно предоставить как в налоговую, так и в многофункциональный центр (МФЦ) вашего района.
- Через интернет-сервис. Такой вариант помимо госпошлины в 800 рублей потребует дополнительных затрат за работу специалистов – от 200 рублей до 5 тыс. руб. Но в этом случае вы сможете правильно заполнить документы и не допустить ошибок.
- Через юридическую контору. Способ аналогичный регистрации ИП через интернет сервис. Но помимо госпошлины и услуг юристов необходимо будет еще сделать доверенность, на основании которой они будут действовать от вашего имени.
Шаг 2. Куда подавать документы на регистрацию ИП?
Прежде чем подойти к вопросу о подготовке пакета документов вам следует знать куда их подавать. Отметим, что адрес регистрации ИП – это его адрес по прописке, как указано в паспорте, а не место его проживания, например, при аренде жилья.
При необходимости предприниматель может получить временную прописку. Такое может быть полезно, если гражданин прописан, скажем, в Санкт-Петербурге, а желает зарегистрировать индивидуального предпринимателя в Москве, чтобы вести там бизнес.
Шаг 3. Выбор вида деятельности и соответствующего ему кода ОКВЭД
Если вы определились с видом деятельности, который будете осуществлять, то необходимо выбрать соответствующий ему код ОКВЭД. Далее он указывается в регистрационных документах. Его необходимо выбрать из классификатора ОКВЭД-2 (ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2)), действующей после 11.07.2016 года.
Вы можете выбрать несколько кодов, в том числе по предполагаемой деятельности. Но один код должен быть основной. Учтите, что код должен быть не менее 4-х знаков. Лучше указать больше кодов, чтобы в последующем не вносить изменения в регистрационные документы.
Шаг 3. Заполняем заявление на регистрацию ИП
Для того, чтобы зарегистрировать индивидуального предпринимателя необходимо заполнить заявление по форме Р21001. Важно не допускать ошибок при заполнении, иначе вам могут отказать в регистрации ИП.
Шаг 4. Оплата госпошлины за регистрацию предпринимателя
Обращаем ваше внимание, что прежде чем подать документы, необходимо заплатить государственную пошлину за проведение государственной регистрации. Ее размер в 2017 году составляет 800 рублей.
Оплатить ее можно следующими способами:
- Заполнить квитанцию вручную и оплатить в любом банке. Но вам необходимо будет знать точные реквизиты.
- Воспользоваться сервисом налоговой, который позволит ее сформировать и заполнить. Далее вы также сможете оплатить ее в любом отделении банка.
- Сформировать на электронном сервисе.
Шаг 5. Выбираем систему налогообложения
Выбор налогового режима – это довольно серьезное дело, так как это может напрямую отразиться на ваших доходах. Потому как правильный выбор позволить платить меньше налогов. А выбор оптимальной налоговой нагрузки и сложности учета позволит сэкономить на бухгалтерии, которую на первом этапе можете вести вы сами.
Так, например, наиболее простым и самым популярным режимом является УСН, рассчитываемом только по полученным доходам по ставке 6%. Вы получаете минимум сложности в ведении учета, и минимальное количество отчетности в виде декларации по УСН, которая подается 1 раз в год. А самым сложным режимом будет общая система налогообложения.
После того, как вы сделали свой выбор необходимо в установленном порядке перейти на соответствующий налоговый режим.
Так, например, чтобы перейти на УСН необходимо подать заявление по форме №26.2-1 в следующие сроки:
- В момент регистрации предпринимателя вместе с пакетом документов.
- Либо в течение 30 дней с момента регистрации.
В противном случае предприниматель будет автоматически поставлен на общую систему (ОСНО), а перейти на другой режим возможно будет только со следующего года. Единственный режим, на который можно перейти в течение года – это единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
Шаг 6. Подготовка проверка и подача документов для регистрации ИП
Документы для регистрации ИП представлены в таблице:
№ | Наименование документа | Кол-во экземпляров, экз. |
Основные документы | ||
1 | Заявление на регистрацию индивидуального предпринимателя, форма Р21001 | 1 |
2 | Копия документа, удостоверяющего личность – для гражданина России это паспорт РФ | 1 (все страницы) |
3 | Документ об уплате государственной пошлины за регистрацию ИП – квитанция | 1 |
Дополнительные документы | ||
1 | Заявление по форме №26.2-1 о переходе на УСН | 3 |
2 | Иное заявление о переходе на специальные налоговые режимы | |
Для иностранцев, которые не имеют гражданства | ||
1 | Заверенный нотариусом перевод на русский язык иностранного паспорта | 1 |
2 | Копия временной регистрации или разрешения на временное пребывание | 1 |
Предоставить документы можно двумя способами:
- Лично, подав их в вашу налоговую инспекцию или соответствующий МФЦ. В этом случае подтверждать подпись у нотариуса не требуется. При подаче документов через доверенное лицо дополнительно потребуется оформления нотариальной доверенности на данное лицо.
- Удаленно, через электронные сервисы, сайт налоговой инспекции (для этого потребуется электронная цифровая подпись ЭЦП), а также по почте ценным письмом с описью вложения. В последнем случае документы необходимо заверить у нотариуса (паспорт и заявление по форме Р21001).
Шаг 7. Получение документов
Если все документы оформлены правильно и нет причин для отказа в регистрационных действий, то через 3 дня после их подачи вы получить:
- Лист записи ЕГРИП.
- Свидетельство о том, что вы зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя.
- Если у вас не было ИНН, то вам его автоматически присвоят и выдадут соответствующий документ.
Документы можно получить лично, либо через доверенное лицо по доверенности. Также они могут быть высланы вам на почтовый адрес.
Шаг 8. Что делать после регистрации
Если ваша цель успешно достигнута и стали предпринимателем, то вам также возможно следует сделать следующие действия:
- Изготовить печать и открыть расчетный счет (если необходимо).
- Получить коды статистики.
- Если это необходимо – приобрести кассовый аппарат.
- Если ваш вид деятельности лицензируется, то получить лицензию.
- Принять на работу сотрудников, если таковые будут. Но в этом случае необходимо будет дополнительно встать на учет в ПФР и ФОМС в качестве работодателя.
- Позаботиться о правильном ведении бухгалтерского учета ИП.